|
Данный материал предназначен для адекватного просчёта веломаршрутов по пешеходным тропам и труднопрходимым участкам. Такая необходимость часто возникает при просчётах первопрохождений,расчёте длительности похода и подборе возможных мест для бивуака при прохождении сложных участков с велосипедом.В последнее время наметилась тенденция к построению и прохождению веломаршрутов,включающих в себя участки ранее считавшиеся недоступными для велотуризма,однако они как правило не только проходят по красивейшим местам планеты,но и способны сделать маршрут более насыщенным и разнообразным, исключив радиальные вылазки из общей траектории. |
| ||||||||||||||||||||
Что, зачем, и почему | ||||||||||||||||||||
Однако не всё так просто. Труднопрходимые участки для велосипеда могут быть легкопроходимыми для пешеходов. Критерии оценки их прохождения и будут разобраны ниже. Для более-менее точной оценки всех влияний в этой ситуации была предпринята исследовательская экспедиция по пешеходному маршруту в долине р.Карагем Горного Алтая в 2008г, её данные коррелировались с ранее полученными результатами на песках и болотах Мещёры, а так же изучались отчёты велотуристов-первопроходцев участков высшей сложности. Результаты, полученные в ходе этого исследования и сведены в этой статье. | ||||||||||||||||||||
Терминология | ||||||||||||||||||||
Для точности восприятия результатов необходимо классифицировать тропы и сложные участки по сложности преодоления, насколько это возможно.
Тропа - в этой статье под тропой понимаются все сложные, труднопроходимые по разным причинам для велосипеда участки пути. Надо иметь ввиду, что участки, по которым хоть как-то можно ехать в данном материале не рассматриваются, поскольку их можно квалифицировать как "проезжие" и на них действуют совсем другие опреранды оценки эффективности движения. Проходимая тропа - Тропа, по которой можно идти, но ехать уже нельзя. Это болотистые, залитые водой участки, пески в которых вязнут колёса, плотный кустарник вдоль тропинки, сквозь который надо буквально продираться, крутые подъёмы на которые невозможно въехать, крупнокаменистые участки, езда по которым приводит к серьёзным поломкам велосипеда, поэтому преодолеваемых "велопешком". Глубокий, но не более 30см снег. Тем не менее, это участки пути, по которым велосипед почти не требуется нести, процент обноса составляет не более 10%. Сложная тропа - Участок пути, перодолеваемый с частичным обносом, не менее 12 но не более 50%. Представляет из себя глубокий песок, плотные подтопленные заросли, узкие тропинки с сильным боковым уклоном, небольшие и средние завалы из валежника, ступенчатые подъёмы и спуски комбинируещиеся с вышеперечисленным. Глубокий снег. Харакрерной особенностью сложной тропы являетя возможность тянуть по ней велосипед нагруженным или частично нагруженным, но это требует серьёзных физических усилий. Сверхсложная тропа - Здесь велосипед как раз то, что сразу кажется лишним. Процент волока велосипеда на колёсах не более 15%. Это завалы на крутых подъёмах, осыпи курумов приходящие в движение под ногами, болота и заболоты глубиной не менее 80см, бурелом-завалы из крупных и средних брёвен на разной "непрходимой" высоте. Сюда же можно отнести опасные участки узких и сильнонаклонённых топинок на склонах осложнённые различными мелким и средними препятствиями, но требующими обноса; склоны с глубоким снегом, крупнокаменистые участки покрытые толстым мхом, корнями деревьев, густой растительностью и сильным наклоном, такжже любые комбинации из этого. Практически в таком месте велосипед едет на велосипедисте. Практика показала, что на эффективности прохождения троп немалое влияние оказывает вес рюкзака, экипировки перевозимой/переносимой велосипедистом в процессе велопохода. Условно вес экипировки можно разделить на четыре основных уровня. Данные без учёта веса самого велосипеда. Малый вес - не более 8-10кг, или не больше 10% от веса того, кто этот груз несёт. Нормальный вес - наиболее распостранённый вес укладки, от 10-12 до 18-22кг, или около 15-20% веса туриста. Избыточный - такая нагрузка складывается зачастую либо из просчётов в экипировочной политике, или в случае необходимости перевозить дополнительную экипировку, распределения чьего-то ещё груза между участниками. Составляет 28-35кг, или не более 55% от веса его носящего. Свехпредельный груз - Как правило складывается в результате чрезвычайных обстоятельств. Это более 38кг, и больше 60% веса носящего. | ||||||||||||||||||||
Проходимость | ||||||||||||||||||||
Проходимость "проходимой" тропы достаточно высокая. Практически при любом весе велосипедист движется быстрее затрачивая меньше усилий.
Для малого веса рюкзака преимущество велосипеда ощутимо практически в 3 раза, связано это с меньшим количеством затрачиваемого времени на отдых, и значительно большими проходимыми между привалами участками. Однако значение может быть сильно снижено из-за поломок техники, но их вероятность близка к вероятности "поломок" пешеходов: растяжения и подвороты ног, ушибы и т.п. При нормальном весе пешеход тоже проигрывает, хоть и не столь значительно. Связано это со снижением средней скорости велосипедиста с обычным по весу рюкзаком, но в целом раза в два - два с половиной с велосипедом эффективность выше. Рюкзак как правило "едет" на багажнике, создавая определённые трудности при движении вверх, или из-за больших габаритов. Уже начинают напрягать узкие места, или где затруднён маневр. При избыточном весе на проходимой тропе уже начинаются заметные сложности. В местах трудного маневра приходится тратить больше времени на их преодоление, велосипед норовит завалиться, утомляемость участников возрастает. Но в целом получается лучше, чем при ходьбе пешком. Однако преимущество не большое, 1,5 - 2 раза быстрее за счёт более длинных "переходов" между привалами при практически одинаковой скорости движения. С сверхпредельным грузом начинаются серьёзные проблемы. Единственное преимущество велосипедиста остаются возможность катить свой груз как на тележке, но при этом испытывать неудобства связанные с манёвром и на не "катимых" участках. В итоге нодо компенсирует другое, и велосипедист не имеет особых преимуществ по сравнению с пешеим, а в ряде случаев и немного проигрывает, особенно на вязких участках (пробуксовка, засасывание колёт в грунт). Сложная тропа характерна наличием контрастных участков, иногда и вовсе из них состоит. Контраст заключается в темпе прохождения пешим порядком и велосипедом. Например дежащее на небольшой высоте бревно, упавшее дерево для пешехода почти никакой трудности не представляет, переступил, и пошёл дальше, практически не сбавив темпа. Даже если их много. Для велосипеда это уже ощутимая потеря времени. Тоже касается ступенчатых подъёмов и спусков - велосипед по ним почти не катится, движение на этих участках затруднено, в то время как пешеход испытывает трудности только от усилий для подъёма себя и груза вверх. При малом весе велосипедист имеет очевидное преимущество. Но не самое большое. Это складывается из возможности катить велосипед там, где это возможно и экономить за счёт этого силы, которые расходуются там где катить нльзя, как результат - формируется некоторое превосходство в скороти движения. Кроме этого, велосипед иногда играет роль 3-й ноги. Малый вес позволяет иногда не разгружать велосипед, делая обносы в гружёном порядке. Однако утомляемость участников-велосипедистов будет уже больше, чем у пеших. Из-за этого преимущество не сможет быть больше 1,5 раза. Нормальный вес заставит участников гарантировано разгружать велосипед, потому что перодоление трудных, "обносных" участков с гружёным велосипедом угрожает их исправности. При практически равном движении на "Катимых" участках, на "обносных" велогруппа начинает уступать пешеходам, причём иногда значительно. однако времени на отдых тратится примерно столько же, сколько и у пешеходов. Результат таков, что конкурировать с пешими на сложной тропе с велосипедом можно, но сложно. Утомительно. В среднем, при скорости пешеходов (с учётом привалов) 3-4км/ч, велосипедист движется 2-3км/ч. Избыточный вес не позволит даже пытаться конкурировать с пешими. Участники начнут быстро выматываться на протяжении всей тропы, увеличится частота и длительность привалов при той же скорости, что и нормальном весе. Средняя скорость группы может падать до 1км/ч, а на отдельных участках и до 0,5-0,6км/ч в зависимости от физичесой подготовки. С сверхпредельным грузом сложная тропа превращается в полосу препятствий. Двух-проходные обносы (отдельно рюкзак, отдельно велосипед) становятся нормой, а не исключением. В этой ситуации движение объективно не может превысить половины от скорости пешеходов. Пол-километра в час в среднем - можно считать неплохим результатом. Сверхсложная тропа практически не даёт возможности использовать велосипед даже в качестве тележки. В целом можно с уверенностью сказать, что если есть возможность избежать её прохождение, то лучше это и сделать, пусть и с увеличением расстояния в 2-4 раза. Однако при малом весе у велосипедиста есть возможность велосипед тащить вместе с грузом на спине, правда это имеет смысл только на открытых участках, где габарит не играет особой роли. Там, где это не получается работа по преодолению часто носит коллективный характер, одни подают, други принимают велосипеды до и после препятствий, причём делается это достаточно быстро, не вызывая глубоких утомлений. Но от пешеходов всё же придётся отставать, хотя и не сильно. Средняя скорость группы колеблется в пределах 3-4км/ч. Нормальный вес кардинально меняет картину. Велосипедистам приходится иметь дело с ситуацией, когда к нормальной пешей нагрузке добавляется вес и габарит велосипеда. Темп и эффективность движения соответсвено резко снижается и не превышает 2км/ч. Дистанция, преодолеваемая за ходовой день держится в пределах 2-5км. Это вызвано частыми привалами иногда с немалой длительностью, необходимостью преодолевать один и тот же участок дважды, а в случае с уставшими и отстающими по физиологическим причинам и по 4 раза. Характерно, что пройденное расстояние участники начинают измерять с точностью до десятков метров. Избыточный вес усложнит ситуацию по сравнению с нормальным ровно в два раза. Причина - резко возросшая утомляемость при тех же телодвижениях, что и при нормальном весе. Руководителям групп в этой ситуации надо быть предельно осторожным, обращать больше внимания мотивации участников: для таких ситуаций характерна быстрая психологическая утомляемость участников, даже при хорошей физической форме некоторые участники начинают скандалить, создавать негативную атмосферу в группе. Именно этот фактор необходимо учитывать при формировании группы, причём иногда он будет важнее физической подготовки. Кроме этого необходимо планировать "разгрузочные" дни, если такой участок особенно длительный. Это в свою очередь, тоже фактор влияющий на эффективность. С сверхпредельным грузом проходимость тропы становится весьма условной. Данная комбинация факторов вообще должна считаться экстремальной даже при отцутствии угрозы жизни, потому что чревата травмами и проблемами с мотивацией участников. Преодоление сверхсложной тропы с запредельным грузом рекомендуется планировать сразу в 2-3 прохода, с соответствующими затратами по времени. Особое внимание следует уделить местам ночёвок и отдыха: они должны быть максимально простыми в плане обслуживания. Следует так же учитывать, что сложные, свехсложные участки при проектировании маршрутов не должны составлять более 20%, в противном случае у участников создастся впечатление, что они не в велопоходе, а в пешке с велосипедом, на котором они до места похода и добираются. При всём этом, что вес самого велосипеда тоже сказывается, но его влияние на общий темп движения составляет не больше 10%, что легко может попасть в пределы погрешностей основных операндов: веса экипировки и сложности тропы. Естественно следует учитывать и физическую подготовку участников, которая может быть очень разной. Расчёт в этом случае надо производить исходя из данных самого "слабого" участника. Это делается путём исскуственного "утяжеления" его рюкзака при расчётах, или устранением влияния его на темп путём реального облегчения его рюкзака. | ||||||||||||||||||||
Сводная таблица расчёта | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Выводы | ||||||||||||||||||||
Практическими наблюдениями установлено, что конструкция велосипеда, его технические возможности и качественное состояние практически никак не сказываются на эффективности преодоления пешеходных троп.
Габарит велосипеда имеет значение, но не самое большое, если только велосипед не складной, однако и в этом случае столь резкое уменьшение размеров не влечёт за собой заметного преимущества над традиционными нескладными моделями. Основными критериями являются сложность тропы и вес экипировки, и чем сложнее и тяжелее, тем ниже эффективность. Преимущество по сравнению с пешими у велосипедиста есть, но только если тропа несложная, или у него незначительный вес на сложной. Во всех остальных случаях эффективность прохождения с велосипедом пешеходных троп ниже пешего порядка, зачастую весьма существенно. В ситуации, когда рюкзак носится за спиной, начинает сказываться качество и удобство подвески этого рюкзака. надобное крепление, отсутствие поясного ремня ухудшает эффективность до 20%. В основном за счёт более быстрой утомляемости. | ||||||||||||||||||||
Ссылки | ||||||||||||||||||||
Статьи близкие по теме: |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Это наша кнопка |